Мозаики московского метро
Московский метрополитен - это совершенно уникальный объект архитектуры. В советский период он отражал дух, мощь и величие страны, а для его строительства приглашались самые талантливые архитекторы и художники. Удивительно, что строительство станций метро продолжалось в период Великой Отечественной войны, а в первые послевоенные годы открылись самые величественные и монументальные станции. Это говорит об особой важности московского метро и его значении для государства - необходимости поддерживать образ светлого будущего, особенно в те времена, когда страна переживала трагедию войны.

Если обратить внимание, то на стенах и потолках столичной подземки можно заметить потрясающие мозаики советских мастеров, ими богаты в основном станции и переходы на кольцевой ветке и близкие к центру города вестибюли радиальных веток. Применение такого вида декора в метро происходило впервые. Искусство мозаики с дореволюционного периода считалось религиозным и противоречило атеистическому советскому государству. Однако идея применение мозаики декоративного плана все же воплотилась в жизнь и начала активно применяться в советской архитектуре.
Одним из первых художников-мозаичистов, украшавших метро Москвы, был Владимир Фролов. Он создавал мозаичные панно для трех станций подземки - «Маяковской», «Автозаводской» и «Новокузнецкой».
На путевых стенах станции «Автозаводская» располагаются восемь смальтовых панно, выполненные Фроловым по эскизам художников В. Ф. Бордиченко, Б. В. Покровского и Ф. К. Лехта. Мозаики выполнены на две тематики - «Работники завода ЗИС» и «Мирный труд и боевые успехи народов СССР».

Мозаика «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны» фото Aanndd5 (Wikipedia)

Мозаика "Два самолета" фото Andrey Kryuchenko (Wikipedia)
На «Маяковской» сохранилось 34 панно (изначально их количество составляло 35, однако одно было утрачено из-за строительства гермозатвора), созданных по эскизам художника Александра Дейнеки на тему «Сутки советского неба». Мозаики размещены в плафонах центральных куполов, поэтому увидеть их можно, только если встать в определенное место - под каждым их них. Такие мозаики должны были изображать бескрайнее советское небо и просматриваться со всех сторон, чтобы люди не думали, что находятся глубоко под землей. Однако при строительстве купола оказались слишком глубокими, чтобы воплотить такой проект и соблюсти все меры безопасности, из-за чего задумка не была реализована.

Одним из первых художников-мозаичистов, украшавших метро Москвы, был Владимир Фролов. Он создавал мозаичные панно для трех станций подземки - «Маяковской», «Автозаводской» и «Новокузнецкой».
На путевых стенах станции «Автозаводская» располагаются восемь смальтовых панно, выполненные Фроловым по эскизам художников В. Ф. Бордиченко, Б. В. Покровского и Ф. К. Лехта. Мозаики выполнены на две тематики - «Работники завода ЗИС» и «Мирный труд и боевые успехи народов СССР».

Мозаика «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны» фото Aanndd5 (Wikipedia)
Мозаики на «Новокузнецкой» тоже созданы в мастерской В. Фролова по эскизам А. Дейнеки. Их особая ценность состоит в том, что Фролов работал над ними в блокадном Ленинграде, посвящая творения героическому труду советских людей в тылу. Изначально их готовилось 14, для станции «Донбасская» (сегодня «Павелецкая»), где в годы войны не удалось построить центральный зал, из-за чего панно не пригодились. На «Новокузнецкой» же мозаики расположил архитектор И. Г. Таранов, но лишь половину: длина центрального зала не позволяла поместить большее количество узоров. Как пишет А. Дейнека в своем дневнике, после того, как второй половине не нашлось место в метро, поступило предложение разместить их на поверхности, однако появился риск привлечения внимания врага, потому их захоронили. На месте бесценного клада теперь располагается территория гостиницы «Украина».
Григорий Опрышко является еще одним художником, посвятившим себя мозаичному искусству. Его первой работой для московского метро являются 12 панно на станции «Белорусская»-кольцевая, где изображены бытовые сцены из жизни белорусских крестьян. Коллектив мастеров получил Сталинскую премию за декорирование станции. Во времена Хрущева, заявившего на ХХ съезде КПСС об осуждении культа личности Сталина, мозаика «Вышивальщицы» была переделана: портрет Сталина заменили на Орден Трудового Красного Знамени. Подобная история произошла еще с одной работой Опрышко на станции «Арбатская», где находился огромный мозаичный портрет Иосифа Виссарионовича.
Произведения Опрышко можно встретить еще на нескольких станциях метро. Так, на «Киевской»-кольцевой располагается большой мозаичный фриз «Торжество людей Советской Украины», а на «Библиотеке имени Ленина» располагается мозаичный потрет Владимира Ильича.

Художник Павел Корин тоже сделал большой вклад в украшение московского метрополитена. По его эскизам были выполнены 8 мозаичных плафонов на «Комсомольской»-кольцевой. Изображения на них являются воплощением великой победы русского оружия. Некоторые панно с изображением Сталина, как и в случае с творениями художника Опрышко, были заменены после доклада Хрущева на XX съезде. Мозаика на «Новослободской» с надписью «Мир во всем мире» тоже подверглась деконструкции: медальон со Сталиным заменили на голубей. Кстати, кроме панно, Корин создал также красивейшие витражи на той же станции.


мозаика на «Новослободской» с надписью «Мир во всем мире» фото Александр Щербак/TASS
На «Павелецкой» людей встречает еще одно панно художника с изображением рабочего и колхозницы, отражающее единство советских тружеников. Последней работой Павла Корина для московской подземки был фриз с изображением ордена Победы в наземном вестибюле станции «Смоленская».

мозаика на "белорусская" фото Константин Кокошкин/Global Look Press
Мозаики московского метро уникальны по своей красоте и мастерству исполнения. Они содержат сюжеты жизни простых советских граждан и великих деятелей истории государства.

Автор
Анастасия Липкина
Дата публикации: 27.05.2021
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website