Джаз и дипломатия
В конце 1910-ых годов на юге США возникло новое музыкальное явление - джаз. В силу своего происхождения этот жанр долго не находил признания среди белого населения страны. Джазовая дипломатия, попытка оказать влияния как на внутреннюю, так и на внешнюю политику США с помощью джаза, стала неотъемлемой частью истории становления Штатов.

Иллюстрация. Источник pixabay.com
Впоследствии многие исследователи утверждали, что джазовая музыка стала ярким примером культурного плюрализма, и потому впоследствии она стала одним из символов американской демократии. С течением времени джазовая дипломатия превратилась в государственный проект, который ставился в противовес элитарному искусству. Правительство рассчитывало, что джаз сможет продемонстрировать независимость своего происхождения и общее расовое единство, а также продвинуть интересы Америки на мировой арене.


Источник https://soundtimes.ru/dzhazovye-ispolniteli/benni-gudmen
В 1950-ых годах в условиях холодной войны джазовые музыканты были посланниками западной культуры. В 1954 году свой первый тур начал Бенни Гудмен по прозвищу «Король свингa» или «Патриарх кларнета». Он посетил СССР и даже выступил на Красной площади. Этот концерт стал знаковым событием в жизни советского человека. Благодаря ему в Советском Союзе люди открыли для себя новую американскую культуру, а джазовая дипломатия стала символом американских ценностей и американской культуры.
Говоря о джазовой дипломатии, стоит вспомнить еще одно значимое событие. История о Эмметте Тилле и о его линчевании в 1955 году разлетелась по всему миру.
Темнокожий 14-летний парнишка был осужден за то, что белая женщина уличила его в сексуальном домогательстве. Эмметт был убит с особой жестокостью и кровожадностью, однако в ходе дальнейших разбирательств женщина призналась, что ее обвинения были ложным. Это трагическое событие не могло не найти отражение в культуре: в сфере литературы роман Харпер Ли «Убить пересмешника» стал книгой с мировым именем, а в сфере музыки была организована миссия «Послы джаза», нацеленная на реабилитацию международного имиджа США, которому эта история нанесла непоправимый урон.
Жестокость убийства Эмметтa Тиллa стала поводом активизации движения за права темнокожих. В 1963 году началась апрельская массовая демонстрация борцов за гражданские права в штате Алабама. Демонстрация проходила мирно, но, несмотря на это, с особой жестокостью была подавлена полицией. Волнения прокатились по всей стране и стали историческим событием, получившим название «Марш на США». От 200 тысяч до 300 тысяч человек прошли маршем к мемориалу Линкольна, где Мартин Лютер Кинг произнёс свое знаменитую речь, получившую название «У меня есть мечта».
Отчасти благодаря происходящим в стране событиям и новому принятию темнокожего населения Дюку Эллингтону, джазовому композитору и аранжировщику, удалось принять участие в международной программе «Послы джaза» и даже получить спонсорские средства на турне по Индии и Ближнему Востоку.
Во время этого тура, утром 23 ноября, Эллингтон и его группа узнали о трагической смерти президента Кеннеди. Сам музыкант был готов продолжать поездку, по словам его сопровождающих, однако в Вашингтоне на этот счет было принято другое решение. Роберт O'Мил, профессор английского языка и литературы Колумбийского университета, комментировал это событие так: в тот момент, когда великий ансамбль мог изменить отношение к джазу во всем мире, музыкантов просто отправили домой. Это решение до сих пор считается неоднозначным – все причины его принятия не были объявлены официально. В результате этих событий был положен конец всей программе «Послы джаза».

Дюк Эллингтон. Источник: https://vivt.ru/news/1847
Так, джазовая дипломатия сыграла значимую роль в истории и культуре США. Она помогла взглянуть иначе на новое звучание, новые голоса и новых композиторов и исполнителей. Ее заслуга также в том, что она позволила всему миру узнать о джазе и влюбиться в эти необычные ритмы и харизматичные голоса. И сейчас во всех городах мира (и Москва не является исключением) проходят джазовые концерты, но мало кто скажет, что им удается сохранить или повторить ту же необычайную атмосферу 50-х, наполненную сигаретным дымом, запахом пряного парфюма, музыкой саксофона и звучным голосом, льющимся из микрофона на железной стойке. Все же прошлого не вернуть, а настоящему еще надо постараться, чтобы стать столь же самобытным, наполненным и искренним.
Автор
Владислав Назарычев
Дата публикации: 13.07.2021
Чай, как вид искусства
Непоколебимые традиции Востока

Иллюстрация. Источник pixabay.com
Для многих людей из стран СНГ чай - это просто напиток. Но на Востоке дело обстоит иначе. Процесс возделывания, сбора, приготовления и отбора чая следует считать эстетическим наслаждением. Чаепитие - нечто схожее с прослушиванием любимой музыки, просмотром качественного кино и душевными разговорами на кухне. Также правильно заваренные листочки гарантируют стимуляцию либо седацию нервной системы. Многие умалчивают о свойствах омоложения. А зря. Это приятный и легкий способ держать себя в тонусе, улучшать обмен веществ и настроение! Есть множество легенд о каждом виде этого чарующего и ароматного напитка. Сейчас мы рассмотрим основные разновидности китайского чая для новичков.
Да Хун Пао (Большой красный халат). Родина этого чая - Ушаньские утесы. Утесные плантации раскинулись на высоте 500-700 м над уровнем моря, тогда как наивысшая точка Уи достигает 2158 метров. Богат множеством микроэлементов, выводит шлаки и токсины из организма. По эффекту расслабляет и помогает настроиться на гармонию с окружающими и самим собой.Самой известной историей является рассказ о студенте, который отправлялся на сдачу экзаменов для поступления на службу во дворец. В тяжелом пути под солнцем он почувствовал недомогание, а добравшись до города и вовсе слег с тепловым ударом. На помощь ему пришли монахи из ближайшего монастыря, которые напоили молодого человека целебным напитком.

Иллюстрация. Источник pixabay.com
Парень быстро поправился, успешно прошел императорское испытание и, конечно, захотел отблагодарить своего спасителя. В качестве дара он преподнес новому знакомому дорогой красный халат с вышитым на нем драконом, но тот отказался от подарка. Тогда юноша накрыл полотном те самые кусты, листки которого излечили его от болезни.

Иллюстрация. Источник pixabay.com
Байхао Иньчжэнь (Серебряные иглы) - производится на севере провинции Фуцзянь, в деревне Фудин, на высоте более 1000 м. Считается разновидностью дорогого, премиального чая. Напиток светло-желтого цвета с нежным вкусом и медовым послевкусием. Относится к белому чаю. Ферментация слабая. Среди полезных свойств для организма - очищение сосудов от холестериновых бляшек. Также Байхао Иньчжэнь – прекрасный и абсолютно натуральный антидепрессант!
Шу Пуэр – это про древесный вкус с землистыми нотками и приятным послевкусием. Тонизирует в 5 раз сильнее, чем кофе. Помогает настроиться на работу.Высокое содержания витаминов и антиоксидантов. Шу пуэр очень молодой чай, идея его создания возникла в конце ХХ века. Самая популярная ферментация этого вида чая - средняя 45-60 дней. В течение первого года выдержки напиток теряет лишнюю горечь и сырость. Он выдерживает до 5-10 завариваний. Перед приготовлением желательно промывать чаинки в воде. Тонизирует, очищает организм от токсинов и шлаков, понижает сахар и давление.

Иллюстрация. Источник pixabay.com

Иллюстрация. Источник pixabay.com
Габа Алишань – разновидность улуна. Популярный вид чая благодаря содержанию ГАМК (гамма-аминомасляной кислоты).Это органическое соединение обеспечивает полноценную деятельность нашего мозга и ЦНС. Расслабляет и действует как мягкий ноотроп, активизируя интеллектуальную деятельность. Идеальный вариант при сильных психоэмоциональных нагрузках. Произрастает этот целительный напиток в горной местности Алишань в Тайваньском регионе, который отличается экологичностью и вековыми традициями чайных церемоний. Среди противопоказаний высокий сахар и заболевания почек. В остальных случаях этот чай как нельзя кстати!
Как видите, чай - это не только приятный напиток, но и ощутимая польза организму. Самое приятное - провести вечер пятницы не с кружкой пива, а с вкусными конфетами и кружечкой согревающего чая. Всем приятного чаепития, будьте здоровы!
Автор
Катерина Смирнова
Дата публикации: 28.05.2021
Богема – новаторы искусства XX в.
В начале прошлого века в самом сердце культурной Европы – городе Париж родилось такое идейное направление, как богема. Различные образы и представления приходят на ум, вызванные ассоциациями богемного стиля. Так что же отличает богему от других «образований» в искусстве? Для начала предлагаем разобраться, что нам известно о ней.
Под крышей дома одного

Мы точно знаем место, где родилась богема. За лучшей жизнью, за поиском чего-то нового в Париж - новую "Мекку искусств" отправлялся разношерстный контингент. Творческие личности заселили Монмартр (окраина столицы) в начале ХХ в., прельстившись дешевизной жизни в этом районе. Вот дом, в котором жили эти ребята, - "Le Вateau-Lavoir" (в переводе с французского - «Корабль-прачечная»). Среди жильцов мы найдём имена Мари Лорансен, Макса Жакоба, Андре Сальмона, Хуана Гриса, Амедео Модильяни, Пьера Реверди и Пабло Пикассо (последнему принадлежит авторство надписи — «Свидание поэтов» на верхнем этаже здания). Помимо этого, в Париже обитал весь бомонд, - только по ту сторону, в районе Монпарнас. Со временем новым средоточием творческой жизни становятся знаменитое общежитие "Улей" в Монпарнасе и кафе "Ротонда".

Кадр из к/ф "Время богемы"

Кадр из к/ф "Время богемы"
Творческие силы богатых и нищих

К богеме относились личности разного материального достатка, культурно-этических взглядов и политических убеждений. Объединяло этих людей ощущение духа времени. Они, возможно, первыми почувствовали назревающие изменения в обществе и, как следствие, в истории Франции. Предчувствие могло быть навеяно непониманием перспективы развития, целеполагания и идеологии. В общем, удача это или закономерный процесс, но в начале века настал звёздный час для богемы, остро ощущавшей необходимость духовного ориентира. Выход, по их мнению, был один - революция во всех сферах.
Новаторство = талант + эпатаж + хайп
"Чтобы делать новую историю и двигаться вперед, нужно перечеркнуть всё прошлое и устаревшее" - провозглашала интеллигенция в своих лозунгах и манифестах. Обладая наиболее ярким и доступным языком, арт-пространство становится безграничным полем для всех новаторских выходок (иначе не назовешь эпатажные проявления творцов того времени, для которых тогда еще не существовало никакой классификации).

Эта эпоха ознаменовала новый этап развития культуры и искусства – модерн.
В этот период появились и получили распространение следующие направления в искусстве:
1. Сюрреализм (Андре Бретон, Луи Арагон и Филипп Супо - три мушкетера, + Гийом Апполинер в качестве Д'Артаньяна; Сальвадор Дали, Жан Кокто).

Впервые определение сюрреализма появилось в манифесте «Новый дух», написанного для премьеры балета Жана Кокто, Эрика Сати и Пабло Пикассо - "Парад" (1917 г.) труппы Сергея Дягилева. А практическое начало сюрреализма стоит искать в методе магнитного поля или автоматическом методе - выдаче бессознательного потока с помощью хаотичного текста или изображения. Бретон в «Манифесте сюрреализма» утверждал, что сюрреалист творит под диктовку мысли вне какой-либо эстетической или моральной заинтересованности, что сюрреализм — это магическое искусство. Полный сумбур, выдаваемый сознанием, сюрреалисты считали главным источником искусства. Причем варианты этих "плевков" сознания имели множество интерпретаций, начиная от авто-письма (сюрреалистический жанр) до импровизационных театральных представлений. Самым ярким методом получения подсознательного материала являлась игра «Изысканный труп», придуманная на одной из посиделок, предположительно, поэтами - Т. Тцара и Ж. Превером. Суть игры заключалась в записывании на листе по одному слову или фразе каждым участником по очереди для получения рассказа.

фото-материал взят из блога ПИШУЩИЕ МАШИНКИ В XXI ВЕК - https://typewriterbook.ru/parade-1917/n
2. Кубизм (Пабло Пикассо, Жорж Брак, Поль Сезанн, Поль Гоген).

Кубисты стали делить всё вокруг на примитивные формы (куб, конус, шар), стремясь разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двухмерном изображении. Таким образом, художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны. Направление нашло широкое применение в архитектуре и конструкторском деле. Это первый случай в искусстве, когда окружающая действительность подверглась вычислительным формулам и измерениям. Также новаторством творений мастеров стало применение вторсырья (газеты, железки и другие знакомые предметы быта). И самая интересная выдумка кубистов - камуфляж, созданный по заказу для боевых орудий Первой мировой войны.


Pablo Picasso, Head of a Sleeping Woman, 1907, Oil on canvas 2/13/19
3. Дадаизм (Тристан Тцара, Андре Бретон, Поль Элюар, Филипп Супо)
Дадаизм своё идейное начало берет в детском звукоподражании, что уже говорит об особом внимании к спонтанной основе творчества. Абсурд, в котором каждый самостоятельно ищет свой смысл, их главная задумка. Ярким выражением такого творчества были эпатажные выступления фестиваля "Дада" (например, иллюзионистские представления Ф. Супо). Дадаизм, отказываясь облекать искусство собственными смыслами, обошел символизм с кубизмом в своем культурном нигилизме. Отсюда и "выход из сознания", как основной метод творчества, воплощаемый спиритическими и гипнотическими сеансами.

Филипп Халсман, фотография «Сальвадор Дали с кошками», Dali Atomicus, 1984
Рукавов реки под названием "модерн" было, конечно, намного больше. Но даже этих основных вполне достаточно для того, чтобы выявить новаторство богемы в искусстве. Становится ясно, что наше современное искусство берет начало именно от модернистского и является его синтезом. Богема, будучи талантливым модельером, создала великолепное лоскутное одеяло (или панно, как больше нравится) из всех направлений. С творческой наглостью, новаторской эпатажностью и скандальной репутацией пионеры искусства XX века заполнили парижские салоны, театры, залы, киностудии, конструкторские и архитектурные бюро, выйдя из самых неблагополучных районов, дешевых заведений и нищеты самой жизни.
Со смертью Амадео Модильяни и Гийома Аполлинера закончилась эпоха богемы Монмартра и Монпарнаса. Прежние творцы модернизма немного отходят в сторону, уступая дорогу новому поколению. Молодёжь, вернувшаяся с Первой мировой войны, мечтает о свободе и чувствует, что всё бесповоротно изменилось.
Главный принцип: «Свобода, равенство, братство»
В вопросе взаимовлияния эпохи на людей самое верное принимать золотую середину – личности делают историю, но и время вылепляет личность. Такая позиция во многом помогает понять, почему узкий круг авантюристов, болеющих искусством, стал украшением «Belle Époque» («Прекрасной Эпохи») во Франции.
Надо понимать, что богемные личности, несмотря на социокультурные и идейные амбиции, так или иначе думали о продвижении своего творчества. Отсюда и психические особенности творцов: тотальная зацикленность на своей персоне и творчестве, стремление к созданию совершенно нового, эксклюзивного и шокирующего, желание, как бы сейчас сказали, «хайпануть» и запомниться любым способом. На деле перечисленное невероятно интересно вылилось в историческое развитие страны.
Культ личности и собственного творчества отразился в хорошей самопрезентации, которая способствовала моментальному отгадыванию творений, работ и стиля и манеры создателя. Художники использовали разные инструменты - часто говорили о себе в третьем лице, сравнивали с божествами, отличались созданными яркими, запоминающимися образами в жизни и творчестве. Поэтому нам, потомкам, так сложно не узнать картины Пикассо или Дали, стихи Аполлинера, фильмы Кокто.
В погоне за созданием чего-то нового богема действительно открыла множество граней искусства. Нащупывая формы, экспериментируя в творениях, они протаптывали будущие тропы современного искусства. Вот, например, поэт Гийом Аполлинер отказался от традиционного стихосложения, сформировав новый вид лирики - белый стих (или верлибр).
Хайп и желание войти в историю любыми методами привели к постоянному соревнованию в изобретательности и эпатажности творцов. К примеру, художественные выставки начала века представляли собой шок-баттлы - кто кого обойдет в новаторстве работ. В вечной гонке за звание самого скандального парижского художника Анри Матисс и Пабло Пикассо выставляли всё более шокирующие полотна назло друг другу (см. "Радость жизни" и "Авиньонские девицы")

Фото "Нищая актриса"
Свое видение мира и искусства богема транслировала даже в самые трудные и кровопролитные времена в истории Франции. Войны не могли не отразиться на искусстве, творцам необходимо было реагировать на складывающейся события. В начале 1930-х годов подъём фашизма в Европе вынудил творческую и интеллектуальную богему задуматься о выборе идейного лагеря. Окончательно решить пришлось в начале 1940-х годов во время оккупации Европы гитлеровскими войсками, когда представителям богемы приходится решать – сражаться на фронте, участвовать в Сопротивлении, идти на сделку с врагом и становится предателем или до конца пребывать в тени. Так, например, Луи Арагон примкнул к коммунистам, что вызывало раскол в стане сюрреалистов, его стали обвинять в интеллектуальной трусости; Андре Мальро сражался за республиканцев в Испании; Андре Бретон, проживавший в США, продолжал литературное творчество и полемизировал с поддержавшим режим Франко Сальвадором Дали. Поль Элюар в начале Второй мировой войны присоединился к подпольной борьбе против оккупировавших Францию нацистов, писал стихи, чтобы поддержать дух партизан в годы Сопротивления. Реагирование искусством на происходящее в стране, а также постоянный идеологический выбор - вот что ещё отличало интеллигенцию двадцатого столетия.
Новаторский вклад
Думаю, спорить никто не станет – большой вклад эти легенды Монмартра и Монпарнаса смогли внести. Теперь уже сложно представить себе Париж без историй о творческих похождениях богемы. «Праздник, который всегда с тобой» - так написал о Париже Эрнест Хемингуэй. Во многом благодаря представителям богемы этот город стал удивительным местом переплетения реальности и искусства, где присутствует постоянное ощущение праздника. Париж стал местом, где богема зачала и родила искусство ХХ века.
Можно считать богемную тусовку денди, эпатирующим народом, бесами и еще кем угодно на свете. Но они, прежде всего, - парижская интеллигенция, передовая, социально активная, полностью воплотившая собой процесс модернизации общества и его жизни. Эта эпоха нашла свое отражение на страницах томов об истории искусств, став олицетворением ХХ столетия, благодаря главному козырю – многоплановости. Молодые, талантливые творцы умели и любили всё - писать, рисовать, строить, вышивать, вылеплять, паять, а главное – придумывать и вдохновлять. Богема не только обогатила национальное достояние Франции, но и украсила мировую культуру своими творениями и достижениями.
Автор
Кристина Хачатрян
Дата публикации: 22.05.2021
Мания демона Врубеля

Демона не понимают. Его путают с чертом или дьяволом, тогда как «демон» – значит душа. Он олицетворяет вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирение одолевающих его страстей и не находящего ответа своим сомнениям ни на земле, ни на небе

— Михаил Врубель

Дух отрицания был очень близок творцам эпохи романтизма. Образ одинокого гордеца, восставшего против божественных сил и природной стихии для доказательства собственной духовной свободы и абсолютно ясного разума часто появлялся в произведениях творцов того времени и был излюбленным мотивом А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. А для художника Михаила Врубеля демон или падший ангел стал чем-то вроде навязчивой идеи. «Он составит мне имя» - однажды сказал живописец. Пророчество сбылось: демонический образ принес широкую известность автору. Но чёрная сила потребовала за это высокую цену, полностью поглотив собой разум творца.
В 1884 году 27-летний художник отправился в Киев для выполнения своего первого крупного заказа – росписи Кирилловской церкви серией фресок в византийском стиле. Храм находился на территории психиатрической клиники, где Врубель впервые столкнулся с лишенными разума, свободы и здравомыслия людьми, столь похожими на мятущиеся души.
Прообразом первого демона Врубеля стала женщина. Ее звали Эмилия – жена заказчика, профессора Андриана Прахова. Именно она послужила источником вдохновения для написания образа Богородицы, которая украсила алтарь Кирилловской церкви. Тогда художник всё своё свободное время проводил дома у Праховых, рисуя портреты и пытаясь разгадать тайну манящей внешности прекрасной незнакомки. В работах художника отчётливо читаются большие, томно грустные глаза молодой супруги Прахова, которая стала его музой и платонической любовью. Нездоровую связь с ней Врубель хотел было разорвать после отвергнутого подарка в виде эскиза картины «Восточная сказка». «Такая картина должна хранится в музее» - фраза, которая привела оскорбленного художника в бешенство, посему он порвал портрет и ушел, но вернулся через пару минут с извинениями. Не получилось уйти. Как и в последующие два года. Мучительные чувства не только превращали художника в озлобленную на весь мир личность, но и вели к самобичеванию. В письмах к своему другу – живописцу Константину Коровину он признавался, что неоднократно пытался утешить страдание отвергнутого влюбленного причинением себе физической боли. После окончательного прекращения общения с Эмилией Праховой Врубель изобразил своего первого демона на полотне под названием «Падший ангел», наделив его чертами любимой женщины. Однако портрет был уничтожен самим художником по причине зловещего, сводящего с ума вида изображенного.


Михаил Врубель "Богоматерь с младенцем" (источник - wikipedia.org)
В 1889 году Врубель покинул Киев и остановился в Москве, в городе, где ему удалось заинтересовать своим творчеством мецената Савву Мамонтова. Свое главное полотно, посвященное демону, Врубель подготавливал в течение года в доме Мамонтова. Духовное одиночество художника прямо отражалось в картине, ибо чем больше оно становилось, тем огромнее становился герой. Так родился «Демон сидящий». Он словно нарочно не помещался в рамках полотна, заполняя собой всё пространство. Демон как бы стал бороться со своим творцом в величии духа - Врубелю даже пришлось надшивать края картины для расширения пространства. Картина нашла негативный отклик у публики и ближайшего окружения художника. Лишь Коровин заступился за друга, увидев в этой своеобразной манере письма «муки собственного сердца».

Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властей и величавый

— Михаил Врубель

В скором времени демон снова появился в фантазии творца, но уже воплощая образ лермонтовского героя. Поэма «Мцыри» обладала манящей силой для художника. Иллюстрации к сборнику произведения М.Ю. Лермонтова воплотили образ метущегося демона, «духа изгнания», столь схожего с идейной составляющей героя поэмы. Демонов художника и творца слова объединило общее звено – мироощущение авторов. Лирические герои у Лермонтова и Врубеля – изгнанники мира человеческого, ищущие и не находящие свободу, любовь и признание. И оба были обречены на духовные страдания.

Михаил Врубель "Демон сидящий" (источник - wikipedia.org)
Образ уже поверженного, израненного и окончательно падшего демона появился во многом из-за трагического события в жизни Врубеля – рождения сына с физиологическим отклонением. Надежда Забель, жена художника, тогда писала композитору Н.А. Римскому-Корсакову о том, что никогда не видела мужа в таком подавленном состоянии. «Демон поверженный» - одна из самых ярких картин, передающих ощущение сдавшегося, доведенного до отчаяния человека. После выставки кружка «Мир искусства», на котором было представлено данное полотно, художника забрали в психиатрическую лечебницу. Он воображал себя то А.С. Пушкиным, то Христом, то московским генерал-губернатором. Его состояние усугубилось после известия о смерти сына. Но и это не стало последней трагедией в жизни творца. За четыре года до смерти он ослеп, лишившись единственного успокоения в жизни – рисования. Под конец своей жизни Врубель превратился в того самого угасающего демона, изнуряющего себя голодом и верой в чудо, дарованное ему Богом, в виде глазниц из изумруда, позволяющих ему снова творить.

Михаил Врубель. Иллюстрация к поэме ''Демон'' М.Ю. Лермонтова (источник wikipedia.org)

Михаил Врубель. "Демон поверженный" (источник wikipedia.org)
Автор
Кристина Хачатрян
Дата публикации: 22.05.2021
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website