Иммерсивное шоу: как превратить зрителя в главного героя

В эпоху клиповой культуры и цифрового разнообразия рядовому потребителю требуется дополнительный стимул для поддержания интереса. Например, эффект вовлеченности в процесс развития. Исходя из этого, театральные теоретики выделили четыре основополагающих компонента интеграции аудитории: чувство, «реальное пространство», время и движение.
Занимателен факт, что «реальное пространство» нашло себя не только во всех проявлениях искусства, но и стало базисом для иммерсивных шоу или променад-спектаклей.

Иммерсивность (англ. immersive — «создающий эффект присутствия, погружения») – способ восприятия, определяющий метаморфозы сознания. Новый вид театрального искусства, где позиция зрителя больше не ограничивается местом в зале и пассивным наблюдением за происходящим. Важно отметить, что и для выбора локации больше не существует рамок: больницы, бары, старые склады или стилизованные помещения.

Иммерсивное шоу «Двери: Ночь в особняке» (Источник: https://dveri-show.ru/)
Суть подобных шоу заключена в связи между зрителями и профессиональными актерами, теперь все находятся на одном уровне. Более того, в некоторых случаях участники процесса получают возможность взаимодействия с предоставленным антуражем на специализированных площадках. Стирается грань между сценой и залом, зритель попадает в свободное пространство и с головой погружается в действие. Отсутствие линейности позволяет не только свободно перемещаться внутри представления, но и создает уникальные условия. Каждый участник способен самостоятельно выстраивать или видоизменять сюжет.

Оригинальный бродвейский плакат (Источник: https://ru.wikipedia.org/)
В мире о новом и необычном формате шоу услышали в начале 2000-х. Хотя идея вовлечения зрителя в разыгрываемую историю прослеживалась еще до введения термина «иммерсивный», то есть в ХХ веке. Одним из примеров таких шоу является мюзикл Руперта Холмса «Тайна Эдвина Друда», основанный на незаконченном романе Чарльза Диккенса. Иммерсивность и особенность представления таились в методе определения результата пьесы. В перерыве шоу зрителям требовалось выбрать убийцу и двух романтически заинтересованных героев. Таким образом, мюзикл обладал множеством разных концовок, зависевших исключительно от голосования.

Важно отметить, что тенденции иммерсивного шоу прослеживались и в постановках отечественных театральных режиссёров. К примеру, Всеволод
Мейерхольд стремился к «динамическому театру». Сценическое действие было почти вплотную приближено к зрителю. Актеров могли разместить среди присутствующих, а само место действия кочевало из зала в фойе. В свободном трехмерном пространстве зритель становился участником творческого процесса.

Спектакль «Выстрел» в Театре имени Мейерхольда. 1928 год (Источник: https://m.gazeta.ru/)
Наконец, широкую известность понятию «иммерсивный» принесла постановка британской театральной компании Punchdrunk «Больше не спать» («Sleep No More»). Сюжет является адаптацией пьесы «Макбет» Уильяма Шекспира. В нем также прослеживаются нуарные мотивы фильмов Альфреда Хичкока и некоторые отсылки к судебным процессам над ведьмами Пейсли 1697 года. Перед зрителями на три часа открывались двери пятиэтажного «заброшенного отеля» и доступ к изучению антуража всех доступных комнат (их около 90).
Первым иммерсивным спектаклем в России можно назвать «Норманск» Юрия Квятковского. В основу сюжета легла повесть братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Местом проведения были выбраны офисные помещения ЦИМа (Центра имени Вс. Мейерхольда). «Норманск», по мнению редакции журнала «Афиша», был назван самым ярким и масштабным представителем «Променад-театра» в России. Также «Норманск» номинировали на Национальную театральную премию «Золотая Маска» в конкурсе «Эксперимент».

«Норманск» Юрия Квятковского (Источник: https://www.timeout.ru/)

Источник: https://morpheus-show.ru/
Ещё одним известным спектаклем стал триллер «Ответ Гиппократа» компании «Морфеус». В этой постановке каждый желающий мог примерить на себя роль детектива и выбраться из воображаемой больницы. Единственное условие – глаза участников закрыты на протяжении всего действия.

Источник: https://morpheus-show.ru/
И если театральный феномен уже стал вполне привычным ответвлением современного искусства, то его различные коммерческие формы всё ещё вызывают вопросы. Например, иммерсивная выставка RESET 2.0 в центре современного искусства М’АРС. Представление было заявлено как интеллектуальный перформанс и медиативный сеанс с использованием сенсорных практик. Однако впечатления посетителей остались неоднозначными. В комментариях выставку назвали «слабой» и «скомканной».

Reset 2.0 пресс-служба центра МАРС (Источник: https://www.afisha.ru/)
Иначе говоря, иммерсивный театр продолжает поддерживать зрительскую активность с помощью интенсивного интерактивного опыта, а вот
коммерческие шоу в большинстве своем ничего не гарантируют и оставляют после себя осадок.
Автор
Дарья Южик
Дата публикации: 09.05.2021

История российского театра в Средневековье

Театральное искусство зародилось в XVI веке. Этому поспособствовали выступления скоморохов - они умели играть на инструментах, веселить народ своими сценками и музыкальными исполнениями. Но не стоит путать скоморохов с шутами. Шут - это человек при дворе, который обязан смешить всю королевскую семью. Скоморох же был свободным бродячим, не имеющим ни дома, ни владельца актером, который, несомненно, должен был уметь танцевать, петь, сочинять. Ни один праздник не обходился без участия скоморохов. Они создавали особенную атмосферу безудержного смеха и хорошего настроения. Позже скоморошество подверглась гонениям. Их обвиняли в язычестве, что для тех времен было ужасным преступлением.

Киевская княгиня Ольга в Х веке познакомилась с театром в Константинополе. А вскоре после принятия христианства на Руси стали вводиться иностранные традиции, в основном греческие и римские. В качестве сюжетов для театра прошлых лет служили библейские сказания. В период с X по XV вв. на Руси появляются три разновидности театра: придворный, народный и религиозный (церковный).
Придворный театр

В XVI веке в России появился придворный театр. Сама идея принадлежала Артемону Сергеевичу Матвееву. Он был выдающимся государственным деятелем, который всеми силами стремился внести вклад в искусство и литературу. Уже с 1672 года в России начали организацию первого театра. Место было выбрано необычное - чердак боярина Морозова. Артемон Сергеевич предложил пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актерской труппы.

Иллюстрация. Источник https://www.culture.ru/themes/304/stareishie-regionalnye-teatry-rossii
В то время актерами могли быть лишь мужчины. Костюмы у актеров были прекрасно сшиты, а библейский сюжет отлично прорепетирован. 17 октября 1672 г. прошло открытие театра. Среди зрителей были бояре, придворные дамы и сам царь. Представление длилось десять часов, но царь досмотрел всё до конца. Когда спектакль был окончен, зрители тут же отправились в баню, так как считали, что после такого «действа» необходимо смыть с себя все грехи. Театр называли в то время «позорищем». В 1675 году Иоганн Грегори, который был руководителем театра и все свое время отдавал ему, умер. А в начале 1676 года умирает и царь Алексей Михайлович. После смерти царя придворный театр тоже навсегда закрывается.

Иллюстрация. Источник https://www.culture.ru/events/463188/vystavka-narodnyi-teatr
Народный театр

Театр, созданный народом и потому полностью связанный с устным народным творчеством. Ключевой тематикой была сатира на жизнь обычного крестьянина. Народный театр стал массовой культурой: каждая ярмарка проводила кукольные комедии, фокусы, клоунады. Самый знаменитый народный театральный персонаж того времени - Петрушка. Первое официальное описание петрушки дал известный немецкий учёный-исследователь Адам Олеарий, совершивший в 1633–1634 и 1635–1639 годах два продолжительных путешествия по «загадочной Московии». В самом образе «народного актера» сочетаются черты русского менталитета, бесстрашие и юмор, озорство и доброта.
Церковный театр

Изначально такой театр был новой формой борьбы с иноземцами и их верой. Выступления приурочивались к важным христианским праздникам. Изображали пророков духовные певчие, но для роли халдеев «забирали» мирян.
Одно из самых знаменитых кукольных представлений - вертеп, посвященный Рождеству Христову, который начали ставить в России с XVII века. Представление разыгрывается в специальном ящике — вертепе, изображающем пещеру, в которой родился Спаситель.

Иллюстрация. Источник https://infourok.ru/prezentaciya-po-vneurochnomu-zanyatiyu-istoriya-teatra-4566018.html
Традиционный вертепный ящик состоит из двух (иногда трёх) этажей. Такая конструкция определяется трехчастным строением рождественской драмы и самого мира: рай — земля — ад. В верхнем ярусе, самой красочной, нарядной части вертепного ящика, помещается изображение Святого Семейства: Богородица, младенец Христос, в некоторых вариантах — и праведный Иосиф, супруг и хранитель Девы Марии. Там Ангел возвещает о рождении Спасителя, а также разыгрывается сцена поклонения пастухов и волхвов. На нижнем ярусе происходит действо с царем Иродом и его воинами, посланными на избиение младенцев, дабы уберечь власть царя от необычного новорожденного. В конце спектакля Ирод получает по заслугам – к нему приходит Смерть и забирает его в ад.

Момент творческой работы первейших столичных сценических трупп принадлежит к XVI-XVII столетиям, в настоящий период в Москве насчитывается свыше 150 творческих организаций. Театр стал частью культуры и менталитета России. По сей день посещение спектаклей остается доброй семейной традицией.
Автор
Катерина Смирнова
Дата публикации: 28.05.2021
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website